'Шок: Почему мужские картины стоят в 10 раз дороже женских?
За каждый 1 фунт, полученный за работу художника, одна женская картина получает всего 10 пенсов - и ее стоимость падает еще больше, если она ее подпишет. Создательница "Пересчета искусства", нового шокирующего радиообзора, рассказывает о своих находках.
Действительно ли мужчины в 10 раз лучше рисуют, чем женщины? Вы могли бы так подумать, если бы послушали немецкого художника Георга Базелица, который, как известно, сказал The Guardian в 2015 году, что "женщины рисуют не очень хорошо. Это факт. Рынок не лжет".
Рынок, возможно, и не обманывает нас намеренно, но это определенно создает впечатление, что художники намного лучше женщин. Самая дорогая из когда-либо проданных картин - "Сальватор Мунди" Леонардо да Винчи - принесла 450 миллионов долларов, в то время как мировой рекорд для художницы Джорджии О'Кифф составляет всего 44,4 миллиона долларов, что в десять раз меньше.
Конечно, это несправедливое сравнение. На протяжении большей части истории человечества женщинам не разрешалось заниматься искусством так же, как мужчинам, поэтому старых мастериц неизбежно меньше, чем старых мастеров. Но даже среди ныне живущих художников рекорд принадлежит Джеффу Кунсу - 91 миллион долларов, в то время как женский рекорд Дженни Сэвилл составляет всего 12,5 миллиона долларов.
И ниже по цепочке все еще сохраняется неравенство 10:1. Хелен Горрилл, авторка книги "Женщины не могут рисовать", изучила цены 5000 картин, проданных по всему миру, и обнаружила, что на каждый 1 фунт стерлингов, который художник зарабатывает за свою работу, женщина получает всего 10 пенсов. "Это самый шокирующий гендерный разрыв в ценностях, с которым я где-либо сталкивалась", - рассказала она мне для документального фильма BBC Radio 4 "Пересчет искусства".
Это действительно шокирует. В течение некоторого времени женщины составляли 70% студенток художественного колледжа, отобранных по заслугам, и мир искусства гордится своими либеральными, прогрессивными ценностями. Тем не менее, это самый большой разрыв в оплате труда, о котором я знаю.
Горрилл наткнулась на еще одну поразительную находку. В то время как ценность работы мужчины повышается, если он ее подписал, ценность женской подписанной картины падает, как будто она каким-то образом была испорчена ее полом. "Это просто шокирует", - говорит она.
Давайте вернемся к качеству. Может быть, мужчины просто лучшие художники? Оксфордская профессорка финансов Рене Адамс решила проверить эту идею на практике. Она показала участницам пять картин, нарисованных мужчинами, и пять - женщинами и попросила их определить пол художницы. Они угадывали правильно в 50% случаев - это равносильно подбрасыванию монетки. Это довольно веское доказательство того, что искусство мужчин ничем не отличается от искусства женщин и, следовательно, не лучше его.
Затем она показала выборке состоятельных мужчин, посещающих галереи - они являются классическим типажом коллекционеров произведений искусства, картину, созданную искусственным интеллектом, и случайным образом присвоила ей имя художницы - мужчины или женщины. Если коллекционерам сообщали, что картина написана мужчиной, они говорили, что она им нравится больше, чем если бы им сказали, что она написана женщиной. Как выразилась Рене: "Тот же художник, та же картина".
Как мы сюда попали? Фрэнсис Моррис, директорка Tate Modern, говорит: "Художницам приходится очень плохо, потому что существует бессознательный сговор между рынком, историей искусства и институтами. Всем не хватает уверенности, все ищут подтверждения. Таким образом, произошла своего рода конфирмационная история, которую вы могли бы назвать каноном. И, конечно же, условности и история были обрамлены патриархатом".
Вам достаточно взглянуть на "Историю искусства" Э. Гомбриха, до сих пор являющуюся бестселлером в мире, предназначенную для студенток-искусствоведок во всем мире. На 688 страницах в нем упоминается только одна художница. Где Артемизия Джентилески? Или Фрида Кало? Или О'Кифф? И вам достаточно взглянуть на музейные коллекции, чтобы увидеть, насколько непропорционально они по-прежнему мужские. Как только художник был куплен музеем, ценность его работ резко возрастает. То же самое происходит, если им устраивают временную выставку.
Между тем, некоторые художницы были уволены галереями, как только объявили о своей беременности. Им сказали, что люди больше не будут относиться к их работе серьезно; что покупка их работ - слишком большой риск, потому что они не будут так преданы своей карьере.
Так что художницы действительно недовольны этим. Хорошая новость заключается в том, что мир постепенно начинает меняться. Музеи пытаются сбалансировать свои коллекции. Некоторые даже продают мужские произведения искусства, чтобы купить больше женских. Аукционные дома сейчас продвигают художниц, и Венецианская биеннале в этом году была очень ориентирована на женщин.
Коллекционеры тоже это замечают. Несмотря на то, что цены на работы художниц начинаются с гораздо более низкой цены, в настоящее время они растут на 29% быстрее, чем на мужские произведения. Для осторожных инвесторов, которые хотят заключить выгодную сделку и получить более высокую доходность, это несложно.
Более того, многое из этого искусства великолепно. Как говорит Беллатрикс Хьюберт из галереи Дэвида Цвирнера в Нью-Йорке: "Если я смотрю на художниц, которые нас сейчас больше всего интересуют, то в основном женщины создают лучшее искусство. Или искусство, которое я считаю более интересным".
Женщины не умеют рисовать? Чушь. Даже рынок говорит нам об этом.
#говорит_Сэм@oceanwillz
____________________________________________________
мы все понимаем, что вк не слишком надёжная платформа.
• twitter: @/oceanwillz • telegram: @/lmdlf